Группа № 8

 

  

 

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №51

компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

 

                               

Группа № 8

 

 

 

Воспитатели:

Кузнецова Галина Егоровна

Халялькина Ирина Владимировна

 

Логопед:

Ефремова Наталия Мефодьевна 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед Ефремова Наталия Мефодьевна

 

Консультация для родителей:

Зачем развивать фонематический слух у дошкольника?

При овладении грамотой у ребёнка должна возникнуть высшая степень фонематического слуха и восприятия – звуковой анализ: способность установить, какие звуки слышны в слове, определить их последовательность и количество, т. е. разложить слово на составляющие его фонемы.

Предлагаемые игры и упражнения.

1.     Назови слова, в которых заданный звук (например, У)  слышится в начале  (середине, конце) слова.

2.     Назови животных, птиц, овощи, фрукты и т.д. с заданным местом звука в слове – н-р, животных, в названии которых есть звук Н в середине.

3.     Измени первый звук в слове, чтобы получилось новое слово 

                    Гость – Кость

                    Галка – Палка

                    Карта – Парта

4.     «Хлоп – хлоп» - нужно  поймать слова (хлопнуть в ладоши), которые начинаются со звука С (Г, В, Д  и т.д) – дача, кошка, Самолёт, лошадь, Солнце, рука …

5.      «Закончи слово» - произнести первую часть слова, ребёнок должен закончить его:

                         СА – ни                       СКА – калка

                         СА – молёт                 РА – кета

                         СИ – рень                    Ла - донь

6.     «Цепочка слов» -  по очереди придумывать слова, на последний звук предыдущего слова.

 ТАНККОШКААПЕЛЬСИННОСКИИНДЮККНИГА 

Развивая фонематический слух, вы  облегчаете ребёнку процесс владения чтением и письмом.

Успехов Вам и вашим детям!

 

 

 

 

 

 

 

Гулия Мустафовна Абрахманова

Воспитатель высшей категории

 

Что же такое самостоятельность?

 - это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;                                                                                      

- способность рассчитывать только на свои силы;                                       

- независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств;      

- умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще;     

- умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил и решать их самому.                                                                                

Дошкольника можно назвать самостоятельным, если его поведение     характеризуется комплексом всех основных показателей – независимостью, целеустремленностью и оптимизмом.                                                       

Чтобы ребенок смог быть в своей деятельности самостоятельным, он должен владеть необходимым для ее выполнения уровнем развития знаний навыков.                                                                                                   

Самостоятельность формируется на основе разнообразных психических   

процессов и связана с ними.                                                                             

Так, она тесно связана с мышлением, ибо любая задача, которую                 

приходиться решать ребенку, требует от него определенного осмысления, принятия решения и умения практически выполнить эту задачу.

Для того, чтобы ребенок был самостоятельным, нужно развивать его       

интеллект, волю, эмоции, наблюдательность. Развивать день за днем в  разных жизненных ситуациях.

 

Начала самостоятельности закладываются в дошкольном возрасте, который в современной педагогической науке рассматривается как период формирования личности. Самостоятельность расширяет возможности ребенка в процессе познания, общения, подготавливает его к школьному обучению и выступает как интегральное качество личности, объединяющее в себе интеллектуальную, нравственно-волевую, эмоциональную стороны.

Она проявляется в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, действуя при этом сознательно и инициативно как в знакомых обстоятельствах, так и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

 

Становление и развитие самостоятельности детей происходит только в деятельности. Каждый вид деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие разных составляющих самостоятельности.

 

 Так игра способствует развитию активности и инициативы у детей,

трудовая деятельность - целеустремленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. В продуктивных видах деятельности более успешно развивается независимость ребенка, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Среди разнообразных видов детской деятельности особое место занимает конструирование - продуктивная деятельность, направленная на создание конструкции из разнообразных элементов с использованием различных способов их соединения и взаимного расположения частей. Конструктивная деятельность тесно связана с другими видами деятельности: игровой, трудовой, изобразительной.                                                                                    

Благодаря многоплановому характеру детского конструирования в нем      

заложены благоприятные возможности для развития самостоятельности   дошкольников.                                                                                         В своем развитии самостоятельность проходит последовательные этапы – от элементарного проявления активности младенца до зрелой самостоятельности взрослого человека.                                                   

 Исполнительная активность - самая простая форма самостоятельности. Она характеризуется умением ребенка действовать по образцу взрослого.                                                                                  

  Например, предложили ребенку нарисовать бабочку. Чтобы справиться

этим заданием, ребенок должен видеть перед собой изображение той       

конкретной бабочки, которую он будет рисовать, и только тогда он           

приступит к работе.

 

Таким образом, ребёнок выступает лишь исполнителем частных указаний, хотя выполняет задание сам.  Этот вариант используют тогда, когда ребенок совсем маленький, и не       владеет своим опытом.  Ребенок подрастает, задание усложняется: образец не расчленяется, а дает лишь контур. Ребенок оказывается перед необходимостью проявить свою сообразительность, хотя образец лежит перед ним. Параллельно с развитием исполнительной активности развивается и самостоятельность детей. Последняя выражается в том, что дошкольники начинают использовать приобретенные знания и умения без образа взрослого. При этом они начинают вносить элементы инициативы. Теперь ребенку не нужно предлагать рисовать конкретную бабочку. Он может нарисовать ту, какую видел во время прогулки, какая понравилась ему больше. То есть, он вносит в исполнение элементы инициативы.                                                       

Самая высокая для этого возраста самостоятельность выражается в том, что в свою работу ребенок учится вносить элементы творчества.                        

Если в начале он рисовал бабочку по образцу, а позже по памяти, то теперь по воображению. Мы можем на рисунке увидеть такую бабочку по форме и расцветке, которой даже нет в природе. Ребенок сам создал ее. С этого  времени он становится творцом (это происходит в старшем дошкольном возрасте). Самостоятельность, как важнейшее качество личности, гарантирующее человеку способность жить, учиться и творить возникла не случайно. Необходимость ее возникновения определяется развитием самой жизни: более сложные ее условия требуют от человека способности быть инициативным, оптимистичным.                                                             

Так, дети рисуют не только дома, транспорт, космос и другое в настоящее время, но изображают в своих рисунках дома, транспорт, космос, город как они представляют в будущем. Создают рисунки по своему замыслу. Вот, например, после чтения произведения В. Катаева «Цветик-семицветик» дети нарисовали цветок, придумали пожелание на каждый лепесток. Чем больше развита активность личности, тем шире и разнообразнее ее контакты с окружающим миром.

Основным и необходимым условием для формирования самостоятельности является правильная организация сферы детского сада: исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанности и т.д

Как мы развиваем самостоятельность?                                                

     Формируем умения:                                                                            

- ставить цель;

- выбирать средства ее достижения;

- планировать и реализовать задуманное, получить результат;                                                                                                                                                                                        - подводим к проблемно-поисковой деятельности.                                           

 Стремление к самостоятельности возникает и развивается от уровня

овладения детьми навыками и умениями в области физического воспитания, т.е. обучение умениям является решающим при формировании самостоятельности.                                                                                                    

Также важную роль играет выполнение правил. Умение использовать в    

самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры. Закрепление умений справедливо оценивать результат игры.

В сюжетно-ролевых играх развиваем умения:

-брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;

-самостоятельно подбирать недостающие для игры предметы «заместители»    (билеты, чеки, деньги, сумки);                                                                     

 -умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех участников

-считаться с интересами и мнениями товарищей по игре, справедливо решать вопросы.                                                                                                                         Развиваем самостоятельность детей в организации театрализованных игр.

Творческую самостоятельность дети наглядно показали во время  выступления по сказкам «Царевна-лягушка», «Муха-цокотуха», «Гуси-лебеди» и др. 

 

В дидактических играх развиваем сообразительность, умение самостоятельно решатьпоставленные задачи, выполнять правила, исполнять роль ведущего.

 

В развивающих играх: «математический квадрат», «Сложи узор», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Магнитные фигурки», «Колумбово яйцо» благоприятные возможности для воспитания самостоятельности.  

В оригами открывается возможность самостоятельного действия. Как в играх конструктивных, так и в оригами, дети пользуются пооперационными картами.                                                                     

 

Развитие трудовой деятельности

Самообслуживание.

Дети умеют самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи. Замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично  сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в одежде, прическе.

Самостоятельно и своевременно готовить материалы к занятию, без          напоминания убирать свое рабочее место. Самостоятельно заправлять       кровати (убирать постель после сна). Дежурные по столовой сервируют       столы и вытирают их после еды, подметают пол. Дети самостоятельно    

убирают посуду после еды.                                                                    

  Хозяйственно-бытовой труд.                                                                  

Дети поддерживают порядок в группе и на участке. Протирают и моют   

игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтируют    

книги, игрушки.                                                                                      

Труд в природе.                                                                                       

 Самостоятельно и ответственно выполняют обязанности дежурного в уголке природы. На участке осенью собирают семена цветов, принимают участие в пересаживании цветущих растений из грунта в уголок природы. Весной привлекаем детей к рыхлению почвы на клумбах, к посеву семян овощей, цветов), высадке рассады. Летом - к прополке, поливке клумб и газонов.

 

Ручной труд.                                                                                              

  Развиваем желание заниматься ручным трудом. Приучаем в самостоятельной деятельности использовать навыки работы с природным, бросовым материалом, бумагой, картоном, нитками. Дети с удовольствием принимают участие в поделке игрушек для сюжетно-ролевых игр (бинокли, сувениры, украшения для елки, атрибуты для игр «космос», «моряки», «строители» и др., книжки, игрушечную мебель), изготавливают поздравительные и пригласительные открытки, подарки на день рождения своим друзьям. Ha участке: из листьев, камешков, веток выкладывают цветы, узоры; из травы, цветов плетут венки, делают кукол и т.д.                                                  

 

   Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная деятельность – это высшая работа познавательной деятельности дошкольника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.        

   Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Своевременное развитие самостоятельности расширят возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение в ситуацию школьного обучения

   Развивать детскую самостоятельность можно только при условии  

сотрудничества педагога с детьми и родителями.                                

 Амонашвили Ш. А.                                                                                 

«Надо управлять обучением и всей жизнью ребенка с позиции его интересов - скрывая при этом обучающую позицию взрослого. Реализации указанных подходов способствуют совместное решение проблем, новизна и варьирование заданий, индивидуальный подход к детям, учитывающий особенности их личности».

 

 

Кузнецова Галина Егоровна

Воспитатель высшей категории

 

ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач.

Его основатель Генрих Саулович Альтшуллер. Решением технических проблем  Г.С. Альтшуллер стал заниматься с 1946 года. В 80 годы возникло новое направление в образовании – ТРИЗ-педагогика. В центре внимания ТРИЗ – педагог, человек творческий и творящий, имеющий богатое системное воображение, владеющий техникой ТРИЗ.

В современном образовании стоит задача воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности.

ТРИЗ позволяет развитие таких качеств мышления, как логику, гибкость, подвижность, системность, диалектичность.

-Развитие поисковой активности, стремление к новизне.

-Расширение и обогащение словарного запаса.

-Развитие связной речи.

-Формирование качеств творческой личности.

-Формирование культуры общения, поведения, чувства.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен раскрывать перед ним истину, он должен  находить ее сам. Принято так, если ребенок задал вопрос ему сразу ответ. Нужно наоборот, надо спросить его, как он думает. Пригласить к рассуждению, подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ на вопрос.

 

Игры для детей:

 

1.    «Хорошо- плохо»( черное – белое).

2.    « Уменьшалка – вырасталка»

3.    « Обгоняй – догоняй»

4.    « Дели – объединяй»

5.    « Наоборот»

6.    « Дружба»

7.    « Оживалка»

8.    « Да- Нетки»( угадай, что я загадала?)

 

Вещественно- полевые ресурсы –найти внутренние и  внешние ресурсы ( где и как можно использовать предмет).

 

Метод фокальных объектов- объект находится в фокусе или в центре внимания.

Цель этого метода придумать, улучшить или видоизменить привычный реальный объект.

Перенесение свойств одного или нескольких предметов на объект в фокусе.

 

9-экранная система мышления – системный оператор.

Он помогает воспитателю определить тот объем знаний, который дети уже усвоили; организовать подачу материала в системе – от простого к сложному; использовать полученные знания для создания нового.

1.Выбираем объект, перечисляем разнообразные свойства и признаки.

2.Определяем подсистему объекта (части)

3.Определяем надсистему: по месту обитания, по классу или группе.

4.Рассматриваем процесс развития объекта в прошлом.

5.Рассматриваем процесс развития в будущем.

 

Морфологический анализ – копилка.

Цель – выявить все возможные варианты решения проблемы.

 

Метод маленьких человечков – моделирование окружающего мира (твердое, жидкое, газообразное).

 

 

Мозговой штурм – он возникает незапланированно при решении какой- либо задачи( бытовой или сказочной), во время игры – занятия, при обсуждении какого- либо поступка, случая или события из художественного произведения (доказывают, что лучше – хуже, полезно- вредно, как изготовить, из чего).

 

Синектика – объединение разнородных элементов. Существует  2 вида процессов творчества: неоперативные (неуправляемые)- интуиция, вдохновение, и операционные (управляемые) -использование различных аналогий. Если целенаправленно учить применять разные аналогии, то можно повысить эффективность творчества, мышления.

Прямая аналогия – сравнивают 2 объекта, выявляют сходство с точки зрения каких- либо свойств или отношений.

– На что может быть похожа сосулька? (карандаш, нож, ручка)

Часы - луна, солнце, диск телефона.

 

Компонентная (структурная) – устанавливается сходство элементов составляющих или входящих в эти объекты.

Снег – одеяло, облака, тополиный пух, вата.

 

Функциональная аналогия – определить какую функцию выполняет рассматриваемый объект и найти объект, который выполняет такие же функции.

Машина – лошадь, осел, птица, сороконожка, лист на ветру.

Петух – будильник, радио, солнце.

 

Аналогия по цвету.

Солнце – одуванчик, лимон.

 

Аналогия по ситуации, состояние явлений и предметов.

Переполненный автобус – огурец, деньги в кошельке, игрушки в ящике.

 

Аналогия по свойствам (какой, какая, какое?)

Резиновый – мяч, сапог, соска.

 

Комплексная аналогия.

                                  Дверь.

По форме – шоколад, картина.

По функции – веки, рот, зонт.

По свойствам –

Деревянная – ветка, баня.

Крашеная – ногти, веки.

Скрипучая – дерево, кровать.

По цвету – облако, снег, вата.

 

Метод  гирлянд и ассоциаций.

Формируются в виде списка слов. Это могут быть все части речи, а также сочетания слов.

Мяч – резиновый – сапоги – лес – лиса – хитрая – колобок – мяч.

 

Фантастическая аналогия – она способна любую ситуацию, любое действие перенести в сказку и использовать волшебство, фантастических и сказочных зверей, насекомых, пришельцев для решения задачи.

 

Символическая аналогия включает в себя обобщенный абстрактный словесный или графический образ объекта.

 

 

Личная аналогия (эмпатия).

Решающий задачу вживается в образ объекта.  Главный смысл эмпатии - войти в роль кого- либо или чего- либо. Представить себе, что герой чувствует, думает, как двигается, что слышит, что видит и рассказать всем.

 

 

Игры на развитие творческой фантазии.

«Сказкотерапия»

 

 

Дата последнего обновления страницы четверг.07.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения