Группа № 1

 

  

 

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №51

компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

 

                               

Группа №1

 

  

Воспитатели:

Акайкина Елена Григорьевна

Баринова Светлана Викторовна

Логопед:

Красновская Марина Леонидовна

 

 

Рекомендации логопеда

24.10.22 г.

 

 

 

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры.

 

Грамматическая система русского языка сложна и  ребенку с недостатками в развитии речи самостоятельно с ней не справится. Для детей с общим недоразвитие речи, а особенно с тяжелыми нарушениями речи являются типичными проявлениями.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное  значение  как и для последующего обучения ребенка, так и для коммуникаций. У детей, имеющих некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть использованы упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, способности обобщения в сфере языковых функций.

Для того, чтобы процесс освоения языковых особенностей происходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно, в народной педагогике истории существовало множество приемов для лучшего усвоения детьми смысла того или иного слова, развитие формирования его применения в речевой практике и закрепление успехов по их запоминанию. С этой целью появилась целая энциклопедия детских считалок, загадок, дразнилок, потешек, примет, стихов-перевертышей и др.

Чтобы помочь детям в освоении огромного мира окружающего их родного языка существуют целенаправленные упражнения, задания, тренинги. Как правило, они преподносятся в виде основного вида детской деятельности свойственного дошкольному и раннему школьному возрасту – игры. Игра – процесс, заключающийся в воспроизведении детьми  действий взрослых, и отношений между ними и направлен он на познание окружающей действительности. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития,  совершенствования психических процессов ребенка, формирование его личности.

Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей с другом, становится основной формой организации детской жизни.

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Игра наряду с предметной деятельностью используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дети отображают свои представления и знания об окружающем мире.

Основу всех игр составляют дидактические игры. Дидактический – это значит поучительный, обучающий. А дидактические принципы – основополагающие требования к практической организации учебного процесса. К дидактическим принципам относятся: научность обучения, связь теории с практикой обучения, наглядность обучения, сознательность и активность в обучении, прочность усвоения знаний, системность и последовательность в обучении, доступность обучения, индивидуальный подход к обучаемым, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Исходя из сказанного, при изучении лексического материала делается акцент на дидактические игры.

Формирование грамматического строя речи особенно в отношении детей с речевыми недостатками всегда является сложным процессом коррекционно-педагогической работы. В основе организации работы с такими детьми используется комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития: лексику, грамматику, связную речь. На каждом возрастном этапе эта взаимосвязь осуществляется в разных сочетаниях.                                                                                                                                                                 Решение каждой задачи нужно осуществлять  прежде всего линейно, от одного возраста к другому, материал постепенно нужно усложнять, варьировать сочетания упражнений – игры. Все это делается с учетом индивидуальных особенностей детей.

Игры подбираются и составляются с учетом основных дидактических принципов: наглядность, доступность, последовательность. Существует множество вариантов игр: подвижные, коллективные, сюжетно-ролевые, с применением моделирования и др.                                                                                                                                                                                  Подвижные игры, нормализуют моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, совершают просодические компоненты речи детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи.                                                                                                                                                            Также перспективным направлением совершенствование процесса коррекционно-развивающего обучения детей с нарушение речи  является использование  наглядного моделирования. Научные исследования и практика подтверждают, что наглядное моделирование доступно детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивают умственные способности дошкольника. Разработана целая система дидактических игр с применением наглядного моделирования в целях расширения речевых возможностей детей с речевыми нарушениями. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяют целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. Использование моделей содействует закреплению понимания речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.                                                                                                                                       Необходимо сказать еще об одной важной детской игре сюжетно-ролевой. Она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые реальные отношения, стимулирующие детей к общению, познанию отдельных сторон окружающей действительности, активному применению своих способностей для описания предметов. Действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей.                                              Именно дидактические игры позволяют сделать процесс развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР наиболее эффективным.

1.     Для эффективности коррекционно-воспитательной работы целесообразно максимально использовать дидактические игры.

2.     Дидактические игры должны быть тщательно организованы:                                                                                    - соответствовать степени речевого развития ребенка и его возрасту,                                                                                                                 - насыщены соответствующей предметно-развивающей средой,                                                                                                                                                                - сопровождаться созданием атмосферы.

3.     Эффективное развитие лексико-грамматического строя речи  требует огромного количества различных дидактических игр на импрессивную и экспрессивную речь, лексику, грамматику (словоизменение, словообразование), на развитие психических функций: память, внимание, мышление.

Рекомендуемые дидактические  игры.

 

1.     Картотека игр на развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

2.     Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

3.     Картотека дидактических игр по формированию лексики у детеи? дошкольного возраста с ОНР.

4.     Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

5.     Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели:

    Баринова Светлана Викторовна

    Акайкина Елена Григорьевна

  Учитель-логопед:

     Красновская Марина Леонидовна

  

Консультация  для  родителей

Формирование звуковой культуры речи

 

К концу старшего дошкольного возраста ребёнок должен уметь чётко и внятно произносить все звуки родного языка. Уметь говорить не торопясь, выразительно.

Необходимо научить ребёнка различать на слух все звуки речи, а так же дифференцировать сходные по звучанию звуки ( С-З; Ш-Ж; П-Б; Т-Д; В-Ф; К-Г; Ч-Щ).

Перед поступлением в школу у ребёнка должны быть хорошо развиты фонематический слух и слуховое внимание, так как это является необходимым условием успешного обучения грамоте.

Ребёнка нужно научить называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении и в тексте (на слух), определять место звука в слове  (в начале, в середине или в конце).

                                         

Консультация  для  родителей

Формирование грамматического строя речи

 

Проведённое обследование показало, что у многих детей в группе наблюдается несформированность грамматического строя речи.

К концу года детей необходимо научить:

v правильно согласовывать слова   в предложении: существительные с числительными и прилагательными, местоимения с числительными и прилагательными;

v правильно употреблять предлоги, согласовывать их с существительными;

v образовывать однокоренные слова (окно, оконце, окошечко); образовывать новые слова из двух слов (пар -ходить – пароход); существительные с суффиксами (масло – маслёнка) глаголы с приставками  (ехать приехать), сравнительную и превосходную степень прилагательных ( весёлый -  веселее -  ещё веселее);

v правильно пользоваться несклоняемыми существительными (кино, пальто и т.д.);

v составлять простые и сложные предложения;

v использовать в речи предложения разных видов.

 

Воспитатель Баринова С.В.

Хорошая пора лето!

 

6 лет – возраст подготовки ребёнка к школе. Возникает вопрос – чем занять ребёнка? Летом дети большую часть времени находятся на улице, играя со своими сверстниками.

Дети могут играть в подвижные игры – это поможет им быть активными, уметь договариваться, то есть социализироваться в коллективе, а это совершенно необходимо в школьной жизни. Научите их играть в «твистер», «пятнашки», «казаки – разбойники», прыгать в «резиночку».

            Дети обожают активные игры на природе, и одна из таких - это пускание воздушных змеев. Помогите ребенку сделать змея самостоятельно, пусть выберет цвет и материал, а так же украшение змея. Кстати, к этому занятию можно и подключить друзей вашего ребенка - после изготовления змеев они смогут устраивать турниры и соревнования по запуску!

Извлеките пользу из ваших ежедневных прогулок на природе. Летом столько всего интересного происходит вокруг. Гуляйте и наблюдайте .

Если ваш ребенок очень любит писать сочинения, стихи или просто любит литературу - предложите ему необычное занятие на лето: каждый день в небольшом дневнике описывать самые интересные моменты, которые произошли за прошедшие сутки, а в конце лета помогите ему составить свою небольшую книгу рассказов о лете. Сейчас почти у каждого ребенка имеется мобильный, а в нем - фотокамера, или просто фотоаппарат. Пусть ваш ребенок фотографирует интересные случаи и пишет к ним небольшие пояснения-заметки. А в конце лета можно вместе создать коллаж, повесить его в комнате у ребенка, чтобы он всю осень, зиму и весну вспоминал события прошедшего лета!

Если у вас есть возможность выезжать на дачу - то предложите своему ребенку устраивать тематические вечеринки! Это могут быть герои из любимых мультиков или фильмов, а могут быть и простые вечеринки. Возможно, у вас есть возможность ходить с детьми в поход на выходных - то походы тоже можно делать тематическими. Например, поход, посвященный какому-то животному, при этом можно раскрасить лицо как окрас выбранного персонажа и изучать его повадки.

Игра в пиратов может быть интересна как дома, так и на улице. Помогите компании ребят найти сокровище - нарисуйте карту с секретами и головоломками, спрячьте на территории площадки какую-то важную мелочь. Дети будут заняты увлекательным поиском целый день, а вечером устройте пиратский пир.

Еще одно занятие, которое может понравиться детям на свежем воздухе - это свой мини-огород. Причем, можно устроить его прямо во дворе, и поручить своему ребенку, вместе с другими детьми, выращивать там полезные и интересные растения. Подберите быстрорастущие цветы, чтобы им не пришлось долго ждать плоды своих трудов!

Увлечение географией - отличное занятие для детей! И если вы родители такого любознательного ребенка - то поиграйте с ним в “научную конференцию”: дайте задание выбрать страну и найти как можно больше информации о ней, создать доклад, и когда он будет готов - соберите всю семью на интересное обсуждение!

Помогите найти ребенку новое хобби. Летнее время - самое удачное для начала занятий чем-то новым, ведь нет никакой спешки, и можно посвятить интересному делу больше времени. Неважно, что это будет - увлечение астрономией, или резьба по дереву, лепка из глины, которая отыскалась на огороде, главное - поддержать ребенка в новом начинании.

Когда ваш ребенок домосед - то нет смысла прогонять его на улицу против его желания. Но провести время с пользой и интересом можно и дома. Есть очень много конструкторов, которые можно собирать длительное время, и при этом собрать целый завод или станцию. Так же отлично подойдут для домашних вечеров пазлы с большим количеством деталей.

            Лето - отличное время года для заготовок различных материалов для поделок и различных интересных занятий. Прогулки в лесу и парке будут способствовать этому, найдите время, чтобы заняться увлекательными поисками необычных травинок и растений, соберите свой домашний гербарий!

Есть вещи, которые родители и дети могут делать только вместе - например, пойти на рыбалку, или устроить велопрогулку по городу и за городом. Какого возраста бы ни были ваши дети - внимания к них никогда не будет чересчур много!

Можно придумать еще массу способов, чем занять ребенка летом - достаточно лишь приложить немного фантазии.

Желаю интересных приключений и открытий! Пусть лето будет веселым, познавательным и солнечным!

 Воспитатель Акайкина Е.Г. 

Что должен знать и уметь ребенок в возрасте 6-7 лет.

 

Развитие речи.

· Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой. Называть несколько существенных признаков сходства и различия.

· Самостоятельно составлять связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений.

· Составлять рассказы из личного опыта.

· Изменять слова, образуя новые.

· Пересказывать небольшие рассказы.

· Выразительно рассказывать стихотворения, интонационно разнообразно, передавать их в зависимости от содержания.

· Правильно употреблять трудные формы знакомых слов.

· Использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением).

· Отгадывать загадки, понимать образные выражения.

· Правильно выговаривать все звуки родного языка.

· Уметь использовать обобщающие понятия (дикие животные, школьные принадлежности…)

 

Грамота.

· Уметь выделять заданный звук в потоке речи.

· Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

· Уметь делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове.

· Определять количество звуков в слове.

· Делать звуковой анализ слова.

· Различать гласные и согласные звуки и буквы.

· Различать твердые и мягкие согласные.

· Уметь называть в предложении только второе слово, только четвертое и т.д.

· Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.

· Составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определенной последовательности.

· Разгадывать ребусы и кроссворды.

· Уметь читать и пересказывать короткие тексты.

 

Математика.

· Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.

· Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц)

· Знать состав чисел из двух меньших чисел в пределах первого десятка.

· Соотносить цифру и число предметов.

· Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах 20.

· Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.

· Знать знаки <, >,+, -,=.

· Уметь сравнивать две группы предметов.

· Уметь составлять и решать арифметические задачи.

· Уметь оперировать понятиями «налево», «направо», «вверх», «вниз»

· Измерять предметы с помощью условной мерки.

· Уметь сравнивать и классифицировать предметы по цвету, форме, величине.

· Ориентироваться на листе бумаги (графические диктанты).

· Определять время по часам.

· Решать простые логические задачи, головоломки, ребусы, отгадывать загадки.

· Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.

· Делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части.

· Различать и называть части суток и их последовательность.

· Понимать значение понятий «вчера», « сегодня», «завтра».

· Знать дни недели, их последовательность.

· Знать и называть месяцы года.

 

Внимание.

· Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 25 минут.

· Находить 10 отличий между предметами.

· Удерживать в поле зрения до 10 предметов.

· Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

· Копировать в точности узор или движение.

· Уметь находить одинаковые предметы.

 

Память.

· Уметь запоминать не менее 9-10 предметов или слов.

· Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.

· Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.

· Подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке.

· Повторять ряды цифр, запоминая их на слух или зрительно.

· Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

· Запоминать расположение игрушек, назвать по памяти, что где находится.

 

Мышление.

· Объединять предметы в группы по определенным признакам.

· Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.

· Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.

· Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.

· Решать достаточно сложные логические задачи.

· Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.

· Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.

 

Мелкая моторика.

· Правильно держать карандаш или ручку в руке.

· Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.

· Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.

· Уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовывать отсутствующую половинку симметричного рисунка.

· Копировать с образца геометрические фигуры.

· Уметь продолжить штриховку рисунка.

· Уметь аккуратно закрашивать сложный рисунок, не выходя за контуры.

· Правильно держать ножницы.

 

Окружающий мир.

· Знать свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

· Знать название города, в котором живет, домашний адрес.

· Знать название столицы Родины. Знать флаг, герб России.

· Знать название нашей планеты.

· Знать название основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую пользу приносят людям.

· Называть части суток, времена года, дни недели в их последовательности.

· Называть летние, осенние, зимние и весенние месяцы.

· Отличать хищных животных от травоядных.

· Уметь различать по внешнему виду птиц, животных, насекомых, деревья, кустарники, цветы.

· Иметь представления о сезонных признаках природы. 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы четверг.07.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения